Дизайн полиграфической продукции необходим для качественной проработки материалов под печатную продукцию. Его применяют для создания различных рекламных носителей, а также многостраничных и периодических изданий.
Задачи, этапы и формы полиграфического дизайна
В базовую задачу полиграфического дизайна входит создание полиграфической продукции с легко считываемой информацией, которая будет восприниматься в позитивном ключе, создавать у потребителя желание приобрести товар или услугу, надолго запоминаться. Таким образом, разработка полиграфического дизайна – это сложный творческий процесс, в котором принимает участие группа специалистов – сам художник-дизайнер, иллюстратор, копирайтер и многие другие.
Основные задачи полиграфического дизайна
Чтобы полиграфическая продукция несла четкий рекламный, имиджевый или информационный посыл, необходимо:
- Выяснить реальные потребности клиента, то есть те цели, которых он хочет достичь с помощью полиграфической продукции.
- Определить тип шрифта, его размер, количество информации, которая будет расположена на носителе, необходимость использования иллюстраций или фотографий, их количество и расположение относительно друг друга и текста; определить стиль подачи материала, конкретную цветовую палитру, соотношение между собой всех элементов композиции, их грамотное сочетание и пропорции и т. д.
- Придумать идею и создать ее визуальную концепцию таким образом, чтобы носитель не был перегружен контентом или иллюстрациями.
При разработке полиграфического дизайна необходимо учитывать вид носителя, на котором будет представлен макет, особенности полиграфической технологии, которая будет задействована при создании печатной продукции, чтобы не совершить ошибок при послепечатной обработке: в условиях больших тиражей они могут обернуться значительными убытками.
Этапы создания дизайна
Дизайнер полиграфии, как правило, начинает разработку макета с нуля, поэтому полный цикл работ по созданию дизайна включает в себя:
- Разработку концепции макета – выделение основной и второстепенной информации, компоновку информационных текстовых и иллюстрационных блоков. В некоторых случаях клиент вместо этого выбирает образец из каталога, тогда дизайнер должен адаптировать готовый шаблон под задачи клиента.
- Выбор иллюстраций, цветовой палитры, шрифтов исходя из соответствия тематике и психологического воздействия на потребителя. Подобранные иллюстрации должны дополнять текстовые блоки, а не превалировать над ними. Стили должны сочетаться между собой, а количество размеров шрифта не должно зашкаливать. Хороший дизайнер полиграфии должен обладать чувством вкуса и меры, чтобы добиться желаемого эффекта.
- Подготовка макета к печати, корректура текста – препресс – проводится в соответствии с печатными требованиями типографии. Они зависят от способа печати, вида продукции, типа бумаги. На этом этапе дизайнер полиграфии должен определиться с размером изображения, цветовой моделью, предусмотреть поля, предназначенные под обрезку.
- Предпечатная подготовка предполагает создание штампов для высечки, фотоформ и печатных форм.
- Печать – главный этап, от которого зависит качество полиграфической продукции.
- Послепечатная обработка предусматривает склейку, брошюровку, переплет, а также использование одной из выбранных полиграфических технологий с целью улучшения потребительских свойств изделия и его внешнего вида.
Что касается полиграфических технологий, то их существует достаточно много, но в основном используют следующие виды:
- ламинирование – покрытие пленкой с целью защиты изображения от внешних воздействий;
- лакирование – нанесение слоя лакового раствора для защиты от влаги и загрязнений, повышения контрастности и насыщенности цветов;
- высечка – создание изделия сложной (не прямоугольной) формы с целью повышения привлекательности изделия для потребителя;
- тиснение фольгой – применяют для создания более роскошного вида продукции, данная технология дает возможность реализовать смелые дизайнерские задумки и сделать носитель запоминающимся;
- конгрев – создание выпуклых элементов на изделии с помощью специальных прессов, штампов и контрштампов под воздействием высокого давления.
Формы полиграфического дизайна
На сегодняшний день существует множество форм полиграфического дизайна. По большому счету, формой называют вид носителя.
Основные формы полиграфического дизайна:
- бланки;
- брошюры;
- визитки;
- конверты;
- этикетки;
- листовки;
- буклеты;
- блокноты;
- календари;
- книги;
- журналы;
- атласы;
- газеты;
- контурные карты;
- любые POS-материалы и т. п.
Кроме того, существуют нестандартные формы, которые помогают выделить товар среди аналогичных.
Основы полиграфического дизайна
Основы любого дизайна, в том числе полиграфического, – это некий свод правил и приемов, которым обязан следовать любой профессиональный дизайнер, чтобы добиться вышеописанных задач.
- Правило «золотого сечения», или композиционные основы макетирования. Желательно при размещении изображений учитывать, что люди легче воспринимают информацию, которая размещена на изделии строгой геометрической формы – квадратной или прямоугольной, причем предпочтительнее в вертикальном, а не в горизонтальном виде.
- Выбор шрифта. Шрифт должен соответствовать стилю изложения и при этом быть не замысловатым, а читабельным, чтобы привлекать внимание потребителя, а не заставлять его прилагать усилия для считывания информации, даже если он в этом сильно заинтересован. Более того, информация на носителе должна быть четко структурирована, чтобы легко восприниматься и оставаться в памяти.
- Правильная цветовая гамма. Выбор цветовой палитры во многом должен быть продиктован не только психологическим воздействием на потребителя, но и многими другими параметрами: цвета должны быть яркими, сочными, но при этом еще и гармонично сочетаться между собой; излишне яркие цвета или большое их количество могут вызывать раздражение потребителя; иллюстрации или фотографии, используемые на носителе, должны подтверждать реальность товара или услуги.
- Оформление. В целом полиграфический дизайн должен быть оригинальным. Небанальные решения привлекают внимание потребителя, в то время как шаблонные могут вызвать недоумение и отторжение.
На третьем пункте следует остановиться подробнее. Согласно проведенным исследованиям, лишь 20% цвета мы воспринимаем глазами, в то время как большая часть цветовой палитры воздействует на нервное восприятие. К примеру, теплые цвета – красный, оранжевый, желтый – визуально увеличивают предмет в размерах и приближают его. Ну а холодные цвета (фиолетовый, голубой, синий) действуют ровно наоборот. Дизайнер полиграфии не может не принимать этого во внимание при разработке макета: цвет воздействует скорее на чувства, чем на разум потребителя.
В середине XX века швейцарский психолог и исследователь Макс Люшер, исследуя особенности восприятия цвета у людей, пришел к интересным выводам: цвет не только способен настроить человека на определенные действия в зависимости от его эмоционального состояния в какой-то определенный момент, но и сформировать его настроение.
Правильная цветовая гамма в полиграфическом дизайне:
- Желтый цвет располагает к общению и действует расслабляюще.
- Оранжевый ненавязчиво подталкивает к выбору.
- Красный притягивает внимание, но в больших количествах способен вызвать агрессию и отторжение.
- Синий помогает сконцентрироваться на информации.
- Зеленый расслабляет, напоминает о природе, гармонии, ведении здорового образа жизни.
- Фиолетовый воспринимается как оригинальный и креативный.
- Розовый создает романтическое настроение.
- Белый действует позитивно, но без комбинации с другими цветами практически бесполезен.
- Черный дает возможность сосредоточиться, но злоупотреблять им нельзя.
Исходя из реакции, которую цвет вызывает у потребителя, каждый из описанных оттенков завоевал свой сегмент рынка. К примеру, красный часто используют в рекламе продукции для мужчин, оранжевый – для детей, желтый – услуг турфирм, зеленый – медицинской продукции, фиолетовый – эксклюзивных товаров и т. д.
Компьютерные программы для полиграфического дизайна
На сегодняшний день наиболее востребованной программой для создания полиграфического дизайна считается Adobe Creative Cloud. Кроме нее, популярностью пользуются:
- Adobe Photoshop предлагает множество инструментов для работы с растровой графикой, а ее последние версии еще и дают возможность редактировать векторные изображения и создавать видеоролики.
- Adobe Illustrator – популярная программа для создания векторных элементов.
- Adobe Indesign дает возможность работать с любой формой полиграфического дизайна.
- В Adobe Acrobat можно редактировать файлы.
Кроме них, существуют CorelDRAW, Corel Photo-Paint, Corel PowerTRACE, Corel Painter. Каждый специалист в сфере дизайна полиграфии выбирает ту программу, которая больше подходит ему по функционалу.
Кто такой дизайнер полиграфии
Дизайнер полиграфии это специалист, который разрабатывает дизайн печатной продукции. Он может создавать макеты афиш, листовок, буклетов, календарей, постеров, открыток, визиток и других рекламных материалов. Работать над упаковкой, каталогами, журналами, корпоративными отчетами.
Дизайнеры макетов для полиграфии нужны в типографиях, производственных компаниях, креативных и рекламных агентствах. Трудиться можно в офисе, удаленно либо на фрилансе. Несмотря на развитие онлайна, полиграфию по-прежнему заказывают.
Должностные обязанности дизайнера полиграфии обычно включают:
- Изучение требований заказчиков и технических возможностей типографии.
- Разработка макетов в соответствии с требованиями.
- Допечатная подготовка оригинал-макетов.
- Передача макетов в типографию и контроль производства.
- Оформление документации, составление отчетов.
В обязанности дизайнера макетов для полиграфии также может входить разработка логотипов и элементов фирменного стиля, консультации заказчиков, просчет стоимости изготовления печатной продукции и многое другое, работа с библиотекой изображений. Содержание должностной инструкции дизайнера полиграфии во многом зависит от места работы. Например, где-то нужно общаться с клиентами, а где-то их обслуживанием занимается менеджер.
Результат труда дизайнера полиграфической продукции — видимый и ощутимый: это может быть стильный журнал, оригинальная упаковка продукта, огромный рекламный баннер... Пожалуй, этим профессия и привлекает! Однако подходит она не каждому: в первую очередь, для работы дизайнером полиграфии нужно быть очень внимательным и ответственным.
Дизайнер полиграфии занимается разработкой креативных концепций, дизайном и версткой журналов и книг, буклетов, каталогов, плакатов, календарей, различных видов упаковки, рекламной продукции, открыток, принтов для текстиля и многого другого. Ключевой навык такого специалиста — подготовка изображений к печати, создание макетов и их предпечатная обработка с учетом требований типографий. Также он контролирует процесс печати, вносит поправки, взаимодействует с сотрудниками типографий.
Для работы в этой сфере дизайнеру нужно обладать рядом специфических знаний и навыков. На первом этапе развить их можно самостоятельно, но можно значительно сэкономить время, обратившись в образовательную организацию.
Профминимум для дизайнера полиграфии следующий:
- уметь работать в специальных компьютерных программах, где создается полиграфическая продукция: Adobe Illustrator, Adobe Photoshop, Adobe Indesign и других;
- быть внимательным к мелочам, аккуратным, усидчивым (точность и внимательность играют в этой профессии огромную роль: допущенная ошибка может привести к браку всего тиража, что несет потери денег и времени);
- знать основы графического дизайна, рисунка и живописи, типографики, разбираться в композиции, стилях, колористике, фотографии;
- работать с версткой, знать принципы и методики оформления различных полиграфических изданий: книг, газет, журналов, плакатов и т. д.;
- знать печатные и допечатные процессы;
- обладать насмотренностью, развитым эстетическим вкусом;
- понимать основы работы с рекламой.
Профессионал полиграфического дизайна должен хорошо знать производственный цикл графического дизайна на всех этапах: концепция, печать, дистрибуция. Разбираться в актуальных тенденциях графического и коммуникационного дизайна, стилистике, цветовоспроизведении, изучать и пробовать новые технологии и материалы. Иметь разносторонний практический опыт.
Важно уделять внимание развитию гибких навыков: при работе с заказчиком имеет значение клиентоориентированность, направленность на результат. Профессия дизайнер полиграфии предполагает высокую ответственность, поэтому важно уметь рационально организовать свой рабочий процесс, в том числе в условиях многозадачности (нередко приходится вести параллельно несколько проектов).
Если говорить о конкретных должностных обязанностях, то они, как правило, включают в себя несколько этапов:
- Брифование заказчика и изучение возможностей типографий (на основе этого составляется техзадание).
- Разработка (либо доработка) макетов и допечатная подготовка в соответствии с требованиями, удаление дефектов, цветокоррекция.
- Передача макетов в типографию, контроль процесса печати, коммуникации с исполнителями, заполнение отчетной документации.